Христианство. Христианские статьи на TrueChristianity.Info. Как Католическая Церковь оценивает коммунистический режим?. Христианская библиотека. Христианские статьи.
И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,                Где червь их не умирает и огонь не угасает.                И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,                Где червь их не умирает и огонь не угасает.                И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,                Где червь их не умирает и огонь не угасает.               
На русском Христианский портал

УкраїнськоюУкраїнською

Дополнительно

 
Как Католическая Церковь оценивает коммунистический режим?
   

ВОПРОС:

Как Католическая Церковь оценивает коммунистический режим? Это зло, приравниваемое к нацистскому режиму?

ОТВЕТ:

В учительстве Римских Пап в документах Церкви мы часто встречаем упоминания о нацизме и о коммунизме в одной строке, когда речь идет о диктатурах, о трагедиях и о мучениках ХХ века.

Церковь неоднократно осуждала коммунизм. Официальное осуждение коммунизма прозвучало в энциклике Папы Пия XI Divini Redemptoris, опубликованной 19 марта 1937 года с подзаголовком «О безбожном коммунизме и о христианской социальной доктрине».

Для того, чтобы утверждать о несовместимости коммунизма с католической верой, уже достаточно того факта, что коммунистическая идеология подразумевает атеизм. «Религия - это вздох угнетённой твари, - писал Маркс, - сердце бессердечного мира, подобно тому как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа».  

Но вернемся к коммунистической идеологии и к энциклике Divini Redemptoris. Папа написал эту энциклику потому, что после большевистской революции 1917 года коммунизм показал себя пагубным не только из-за тоталитаризма, но и из-за своей идеологической связи с марксизмом-ленинизмом. Эта идеология включала к себя радикальное отрицание Бога, духовности, религии, и где бы она ни утверждалась, повсюду вспыхивали беспощадные антирелигиозные гонения, а посредством атеистического воспитания молодежи коммунисты стремились искоренить всякое религиозное чувство из сознания людей.

В своей энциклике Папа Пий XI воспроизводит «торжественное осуждение», которое уже произнес его предшественник Пий IX в 1846 году, - осуждение «мерзкой доктрины так называемого коммунизма, всецело противоречащей самому естественному праву. Если её допустить, то она приведет к радикальному извращению прав, вещей и собственности всех людей и всего человеческого общества».

Пий  XI напоминает также сказанное Папой Львом XIII в энциклике Quod apostolici muneris. Лев XIII называл коммунизм «разрушительной чумой, которая, затронув костный мозг человеческого общества, может привести его к краху».

Пий  XI пишет: «Эта доктрина учит, что существует только одна реальность, материя, с её слепыми силами. Эволюционируя, она становится растением, животным, человеком. Человеческое общество - тоже не что иное, как видимость и форма эволюционирующей материи… в постоянном конфликте сил она направляется к окончательному итогу: бесклассовому обществу. Очевидно, что в этой доктрине нет места для идеи о Боге, нет разницы между духом и материей, между душой и телом; душа не наделяется жизнью поле смерти, и нет никакой надежды на иную жизнь. Настаивая на диалектическом аспекте материализма, коммунисты претендуют на то, что конфликт, ведущий мир к окончательному итогу, может быть ускорен людьми. Поэтому они прилагают усилия к тому, чтобы еще больше обострить антагонизм, возникающий между разными классами общества… Все силы… которые сопротивляются систематическому принуждению, должны быть уничтожены как враги рода человеческого» (DR 9).

Энциклика Divini Redemptoris утверждает, что путь коммунизму проложил либерализм: «Чтобы объяснить, как коммунизму удалось быть беспрекословно принятым со стороны множества масс рабочего класса, уместно вспомнить, что они уже были подготовлены религиозной и нравственной запущенностью, в которую их повергла либеральная экономика. Рабочие смены, включающие воскресенье, не давали возможности даже исполнить самые важные религиозные обязанности в праздничные дни. Не было предусмотрено ни строительство  церквей при фабриках, ни облегчение деятельности священников. Напротив, постоянно продвигался лаицизм. Так что теперь, - гласит энциклика, - мы собираем плоды заблуждений, не раз ставшие предметом обличения со стороны наших предшественников и нас самих, и неудивительно, что в мире, уже широко дехристианизированном, распространяется коммунистический обман» (DR 16).

Пий XI пишет затем, что коммунизм стал причиной жестоких гонений на Церковь: «Там, где коммунизму удалось утвердиться и господствовать (здесь Папа упоминает ?с отческой любовью? народы России и Мексики), -  прилагались всевозможные усилия к тому, чтобы разрушить (провозглашая это открыто) цивилизацию от самих ее основ, а также христианскую религию, искоренив память о ней из человеческих сердец, прежде всего у молодежи. Епископы и священники, - констатирует Пий XI, - были изгнаны, осуждены на каторжный труд, расстреляны, убиты зверскими способами. Обычные миряне за то, что они защищают религию, подверглись подозрениям, истязаниям, гонениям, были брошены в тюрьмы и отданы под суд» (DR 19).

Папа продолжает: «Даже там, где, как в нашей возлюбленной Испании, бич коммунизма еще не успел явить все последствия своей теории, к сожалению, вспыхнуло самое жестокое насилие. Не просто была разрушена та или другая церковь, тот или другой монастырь, но по возможности была разрушена каждая церковь, каждый монастырь, всякий след христианской религии, даже если он связан с выдающимися памятниками искусства и науки.

Коммунистическая злоба не ограничилась убийствами епископов и тысяч священников, монахов и монахинь, в первую очередь тех, кто как раз больше всех заботились о рабочих и о бедных; но она породила гораздо больше жертв среди мирян всех сословий. По сей день они практически ежедневно подвергаются массовым расстрелам за то, что являются добрыми христианами или хотя бы за неприятие коммунистического атеизма. Это чудовищное уничтожение осуществляется с ненавистью, варварством и жестокостью, немыслимыми для нашего века» (DR 20).

«Впервые в истории мы стали свидетелями хладнокровной в своих целях и просчитанной до мельчайшей детали борьбы человека против "всего, называемого Богом". Коммунизм по природе своей антирелигиозен. Он считает религию "опиумом народа", поскольку принципы религии, говорящей о жизни после смерти, отвлекают пролетариат от мечты о советском рае, который от мира сего» (DR 22).

Подчеркнув, что «над законами природы и их Автором нельзя насмехаться безнаказанно», и предупредив, что коммунизм не сможет достигнуть своих целей даже в сфере экономики, Пий  XI излагает понимание государственного устройства согласно христианской социальной доктрине. Прежде всего он напоминает: «Превыше всей другой реальности существует одно величайшее Существо: Бог, всемогущий Творец всего, премудрый и справедливый Судия всех людей. Эта величайшая реальность, Бог, есть абсолютное порицание лжи коммунизма» (26).

Наконец, Папа призывает вооружиться против уловок коммунизма: «В начале коммунизм проявил себя во всей своей извращенности, но вскоре понял, что таким образом отталкивает людей. Поэтому он изменил тактику и пытается соблазнить массы различными обманами, скрывая свои подлинные замыслы под идеями, которые сами по себе благи и привлекательны. Так, зная о всеобщем желании мира, вожди коммунизма выдают себя за самых ревностных покровителей и пропагандистов движения за всемирную дружбу. Но тем не менее они в то же время разжигают классовую вражду, приводящую к тому, что льются реки крови, и, понимая, что их система не содержит гарантий мира, копят неограниченные запасы вооружений» (57).

«Смотрите же, достопочтенные братия, - восклицает Папа, - чтобы верующие не позволяли себя обманывать! Коммунизм дурен по самой своей сути, и никто из желающих сохранить христианскую цивилизацию не может сотрудничать с ним в каком бы то ни было предприятии» (58).

Можно также процитировать декрет Священной Канцелярии против коммунизма от 1 июля 1949 года. В нем дается ответ на поступившие в Ватикан вопросы, касающиеся коммунизма.

«Вопрос I: позволительно ли вступать в коммунистическую партию или оказывать ей поддержку?

Ответ: нет. Коммунизм - учение материалистическое и антихристианское; лидеры же коммунистов, даже если порой заявляют на словах, что не борются против религии, все же и учением, и действиями являют свою враждебность по отношению к Богу, к истинной религии и к Церкви Христовой.

Вопрос II: допустимо ли публиковать, распространять или читать книги, периодические издания, журналы или листовки, в которых защищаются учения и действия коммунистов, или писать в них?

Ответ: нет. Это запрещено самим законом.

Вопрос III: позволительно ли христиан, сознательно и свободно совершающих то, о чем говорится в пп. 1 и 2, допускать к принятию Таинств?

Ответ: нет, согласно обычному принципу отказывать в Таинствах тем, кто не имеет должного расположения».

В 1961 году в энциклике Mater et magistra Папа Иоанн XXIII писал: «В современную эпоху с этой целью (то есть устройство общественного сожительства) были разработаны и распространены различные идеологии: некоторые уже рассеялись, как туман на солнце; другие подверглись и подвергаются существенному пересмотру, а третьи были значительно смягчены и все больше теряют привлекательность для человеческого духа. Причина в том, что эти идеологии учитывают лишь некоторые аспекты человека, и часто наименее глубокие из них; поскольку они не принимают во внимание неизбежные человеческие несовершенства, такие как болезнь и страдание, и даже самые передовые общественно-экономические системы не могут их искоренить. Кроме того, существует неискоренимая религиозная потребность, которая выражается повсюду и всегда, даже когда насилие ее угнетает или искусно подавляет» (ММ 222).

Двумя годами позднее в энциклике Pacem in terris  Папа Иоанн XXIII утверждал: «Нужно также иметь в виду, что нельзя отождествлять ложные философские учения о природе, происхождении и назначении мира и человека, с историческими движениями, преследующими экономические, социальные, культурные и политические цели, даже если эти движения берут свое начало в вышеуказанных учениях и ими вдохновлялись или еще до сих пор вдохновляются. Ибо учения, раз выработанные и определенные, остаются все теми же, тогда как указанные движения, действуя в исторических обстоятельствах в непрестанном развитии, не могут не поддаваться их влиянию и не могут не подлежать даже глубоким изменениям. Кроме того, кто может отрицать, что в этих движениях в той мере, в какой они согласуются с нормами благоразумия и выражают законные стремления человеческой личности, могут быть элементы положительные и заслуживающие одобрения?» (84).

Таким образом, одно дело – коммунистическая идеология, ни в коем случае не допустимая, и другое дело – движения, которые изначально были вдохновлены этой идеологией, но сегодня значительно от нее отдалились.

 

 

Источник: Радио Ватикана




Опубликовано в сентябре 2016 г.





Читать другие христианские статьи

Читати інші християнські статті


Наверх

Рекомендуйте эту страницу другу!


Подписаться на рассылку




Христианские ресурсы

Новое на форуме

Проголосуй!